Диссеминация опыта по внедрению проектов бережливого производства

Свою деятельность в направлении изучения инструментов бережливого производства мы начали с 2021 года, и за этот сравнительно короткий период в МБ ДОУ «Детский сад № 9» создана целая система управления и мониторинга бережливых проектов, а также качественные изменения претерпела корпоративная культура всего педагогического коллектива. Большое значение мы уделили изучению методической и нормативной документации с целью понимания самой концепции бережливого производства в контексте применения ее в дошкольной образовательной организации.

На базе учреждения нами были созданы условия, позволяющие внедрить систему постоянного совершенствования производственных и образовательных процессов, что в свою очередь позволило дошкольному учреждению пройти ППКО регионального уровня. Партнерская проверка качества образца в рамках реализации проекта "Эффективный регион" совместно с Госкорпорацией "Росатом" в Кемеровской области - Кузбассе прошла при участиии экспертов Центра компетенций Кузбасса Христолюбовой К. В., Голиковой Т. В. Также в состав комиссии вошли Наседкин С.Ю. председатель комитета по развитию региональных систем, куратор проекта Бережливый Кузбасс, Мурышкина Е. В. директор Губернаторского многопрофильного лицея-интерната, Логинова И. А. зам. председатель КоиН - начальник отдела дошкольного образования, ректор МАОУ ДПО "ИПК" Позднякова Н. А., заведующий и старший воспитатель ДОУ 149 г. Новокузнецка Скоробогатова М. А. и Семиколенных О. Б. Председателем комиссии ППКО являлась заведующий МА ДОУ "Детский сад 126" города Липецка Белоусова А. А.

На сегодняшний день в дошкольном учреждении реализованы 12 бережливых проектов, более 35 предложений по улучшениям, а также создана и эффективно внедряется в работу система производственного анализа и управления проектами по направлениям SQDCM. Концепция бережливой образовательной организации заключается в непрерывном совершенствовании процесса создания ценности для обучающихся и педагогов путем рационального сочетания во времени и в пространстве всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, повышения качества и устранения потерь в потоке создания ценности для конечного потребителя. При формировании целеполагания по SQDCM, мы учитывали не только результаты производственного контроля, но и клиентоориентированность (т.е. ценность как для внутренних, так и для внешних потребителей). Это позволило раскрыть новые управленческие возможности, визуализировать показатели эффективности деятельности образовательной организации по всем изучаемым направлениям.

С 2023 года в нашем учреждении функционирует полноценный информационный центр бережливых проектов, который позволил значительно улучшить качество ведения и сопровождения всех этапов реализации, контроля, визуализации проектных исследовательских работ, а также имеет место для ведения стратегического управления всеми производственными процессами администрацией ДОУ. Зона стратегического и тактического управления проектами имеет полноценную Х- матрицу 1 уровня на магнитно – маркерном полотне, а также полноформатный стенд SQDCM. Остановимся на каждом инструменте управления более подробно.

Матрица Хосин Канри или Х- матрица является рабочим инструментом для реализации стратегических задач организации на среднесрочную перспективу развития (в нашем случае мы определили сроки в рамках программы развития МБ ДОУ «Детский сад № 9» на 2021 – 2026 годы.

Здесь визуально можно показать и разложить стратегию, тактику, конкретные задачи и ожидаемые результаты с указанием ответственных, корреляционных знаков и символов. То есть как инструмент управления руководителя Х- матрица является очень эффективным инструментом визуализации в решении управленческих задач.

В своей Х- матрице мы определили следующие стратегические цели:

1. Разработка и внедрение инновационных подходов к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО, ФАОП ДО и ФГОС ДО.

2. Формирование системы менеджмента качества ДОО.

3. Создание эффективной системы кадрового обеспечения образовательного процесса ДОО. Развитие кадрового потенциала.

4. Совершенствование обратной связи с социальными заказчиками образовательных услуг.

5. Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей.

6. Развитие конкурентноспособности «Развитие учреждения как социокультурного и образовательного центра».

7. Развитие внешних связей ДОО.

8. Развитие новых механизмов финансирования образовательной деятельности.

Стратегические цели мы планируем решать через постановку тактических задач:

1. Обновить структуру, условия и содержание методической службы. Модернизация образовательного процесса.

2. Выйти на новый уровень организационной культуры учреждения. Внедрить механизмы внутреннего аудита.

3. Развивать профессиональную культуру и компетентность педагогов, а также совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

4. Создать инструмент, позволяющий увеличить охват вовлеченности родителей (законных представителей) в проведение мониторинговых исследований по направлениям деятельности ДОО.

5. Интегрировать в образовательное пространство групп среду, ориентированную на развитие таланта и внутреннего потенциала детей. Создать систему конкурсного движения разных уровней с учетом особенностей группы детей с высокими показателями по пяти образовательным областям.

6. Создать творческие объединения с другими учреждениями Центрального района. На базе учреждения создать дискуссионные площадки, а также площадку диссеминации педагогического опыта.

7. Определить приоритетные направления для финансирования, провести анализ грантовых и других конкурсов, создать методическую основу для создания проектных команд с целью активного участия в данных конкурсах.

Решение каждой задачи возможно посредством реализации улучшений или бережливых проектов. Тема проекта или нескольких проектов обусловлена как раз решением поставленной стратегической задачи.

Таким образом, посредством использования инструментов бережливого производства мы можем грамотно воздействовать на различные производственные процессы, выявлять проблемы и за определенный срок добиваться значимых результатов по устранению потерь/ проблем.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть